Конфуцианец так сказал семье больного:
- Искусство тайное моё хранят века,
Не расскажу о нём нигде и никогда,
И потому уйти прошу я вас из дома...
Больному слух запру на семь целебных дней,
И с ним останусь... - Домочадцы согласились.
К тому же, признаки хорошие явились…
Никто не знает смысла всей судьбы своей...
Так... многолетняя болезнь совсем исчезла!
Когда ж очнулся Хуа-цзы, он был так зол,
Что, отругав жену, сынов прогнал на двор,
Конфуцианца напугал... Ему "любезно"
Сказал, что голову отвертит! Взял копьё...
Да и погнал по длинным улицам села!
Арестовали Хуа-цзы, и до суда
Дошло то дело... Вот лечение, зельё…
Судья велел ему: - Причину объясни!
А Хуа-цзы в ответ: - Я раньше забывал!
Как без границ-то мыслью по небу летал...
Теперь, внезапно, вспомнил бедствия пути.
Преодоления, потери и разлуку,
Любовь и ненависть, и радость, и печаль...
За тридцать лет прошедших, ах, какая даль...
Всё это - буря, вызывающая муку!
Теперь боюсь я, что все бедствия мои,
Приобретения и горечь от потери,
Каким-то ядом мне всё сердце поизъели...
Боюсь, что снова я не буду... в забытьи...
СРЕДИ ЛЮДЕЙ
А по какой причине Он среди людей?
Я до конца пойму в конце судьбы своей...
((()))
Однажды Плотник, направляясь в царство Ци,
Увидел Дуб, такой огромный, что за ним
Могли укрыться сотни гор с венцом своим.
Стоял тот Дуб у Алтаря святой Земли.
Локтях в восьмидесяти от его корней
Густела крона на десятке спиц - ветвей...
Таких громадных, что из каждого ладью
Могли бы сделать, удивляясь громадью...
Зеваки толпами ходили вкруг него,
И обсуждали меж собою круглый день...
И только Плотник, по прозванию Кемень,
Прошёл, не глядя, будто нет здесь ничего...
Ученики ж его, как вдоволь насмотрелись,
Догнали Плотника и тут же вопросили:
- Преждерождённый! Вы нас очень удивили!
(А недосказанности мысли всё вертелись...)
- С тех пор, как мы идём за вами, никогда
Такого чуда мы не видели, а вы...
Не захотели и заметить Дуб молвы…
- Довольно! - Плотник отвечал, - Вулкан ума...
Клокочет в вас, и понапрасну, мудрецы...
Что толку в дереве - оно не строевое!
И что ни сделаешь из Дуба, всё пустое,
Ладья потонет, саркофаг сгниет в концы...
Ворота сделаете, будет литься сок,
Посуда тотчас же расколется, а то,
Что долгожителем то древо названо,
Лишь говорит о том, что каждому дан срок.
Домой вернувшись, сон увидел наш Кремень,
Как будто Дуб у Алтаря ему сказал:
- Ты с чем же сравнивал меня и унижал...
Неужто, с теми, от кого остался пень...
С плодоносящими? Боярышником, грушей?
Когда плоды с них собирают, оскорбляют...
Большие ветви, ну, а малые ломают.
Они полезны, и поэтому гнетущей...
Судьбой суровой наделяет их Земля.
До зрелой старости они не доживают,
И бесполезность жизни Дуба не познают,
А к бесполезности стремился только я...
Хотя и сам чуть не погиб из-за плодов.
Зато теперь достиг того, к чему стремился.
Ты видишь пользу от того, что не годился
Я на потребу кабанов и дураков...
К тому же оба - ты и я, всего лишь вещи.
Как может вещь одна судить вдруг о другой?
Ты бесполезный, бесполезен я... Но в зной
Укрою я и подарю глупцу сон вещий...
Очнувшись, Плотник истолковывает сон.
А уж опять ученики надоедают:
- Коль Дуб стремился жить без пользы, - наседают,
- То почему у Алтаря родился он?
- Да, замолчите! - прерывает их Кремень
Он вырос там, чтоб там его не оскорбляли...
Но всё же Он живёт так долго, вы бы знали...
Благодаря другой причине, сядьте в тень...
СОЛНЦЕ
Конфуций, странствуя, увидел двух юнцов,
Они так спорили, что он остановился,
И к одному из говорящих обратился,
Желая спор их разрешить, в конце-концов...
- Что ты пытаешься другому доказать?
- Я утверждаю - Солнце к людям утром ближе!
А он твердит, что, дескать, в полдень оно ниже...
Оно ж громадно на восходе!
- Как сказать... -
Его другой мальчишка тотчас перебил.
- Нам только кажется, что маленькое дальше!
Но ведь известно, если встать с утра пораньше,
То как прохладно! Ну, а полдень-то пробил -
Печёт нещадно! Значит, близок сам предмет!
Когда горячее вдали, не жжёт оно,
Но, если близко подойти, сожжёт всего.
Конфуций крепко призадумался в ответ...
А оба мальчика во след ему кричали:
- Да не тебя ли мудрецом здесь величали?
ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ДРУГИХ ВЕЩЕЙ
Однажды учился Учитель Ле-цзы
У друга Лесного, что с Чаши Горы.
Лесной говорил: - Если сможешь держаться
Ты сзади других, то поймёшь, что казаться...
Не так уж и важно, коль ты на Пути.
Гораздо важнее себя обрести.
Коль сдержанность ты у себя воспитаешь,
То многое вспомнишь и много познаешь...
Ле-цзы произнёс: - Как мне быть позади?
- Да ты обернись, и на тень посмотри!
Ле-цзы обернулся и стал наблюдать:
Он тело согнул, тень согнулась, как "ять".
Изгибы и стройность от тела исходят.
Коль тенью ты станешь, то вкруг хороводят
Другие тела, ты ж держись позади!
Тогда ощутишь, как пребыть впереди...
ЦЕЛОСТНОСТЬ
Ле-цзы спросил однажды Стражника Границ:
- Невероятно, что обычный человек
Идёт по дну морей, по склонам горных рек,
Через огонь! Да невредимый до ресниц...
А Страж ответил: - Добиваются такого,
Пойми, не ловкостью, не смелостью, не знаньем,
А сохраненьем чистоты, воспоминаньем
Своей безмерности во времени былого...
Лишь тот овеян ветром истины, кто смог
Понять процесс образования вещей
Из неоформленного хаоса ночей,
И осознать, что изменения - Пролог...
А Постоянство - это истинная цель,
И беспристрастно лишь единство всей Природы.
Но чистота эфира главный знак погоды
Благоприятной прохождению сквозь щель...
И, кто прошёл, тот никогда не умирает,
В нем недостатка нет, и целостность царит.
И сердце ровно, без печалей говорит.
В любой момент он начинает и кончает…
Представь, что пьяный упадёт с повозки, резко...
Не разобьётся он до смерти, чуть дыша,
Да, просто целостна у пьяного душа,
Он неосознанно всё делает, уместно.
Ни удивление, ни страх в его груди
Не разыгрались от падения... Представь,
Коль от вина такая целостность! Добавь,
Что от Природы нам дается для Пути...
Когда мудрец слился с Природой, чтобы жить,
Ему ничто уже не может повредить...
ЧАЙКИ
Один любитель чаек плавал каждый день,
И чайки стаями слеталися к нему...
Отец спросил его: - Слови-ка мне одну...
Я слышал, чайки вкруг тебя, что твоя тень!
Когда он утром снова по морю поплыл,
То чайки так же, как и прежде, вкруг слетались,
Однако близко, как всегда, не опускались...
И он забаву для отца не раздобыл.
((()))
А говорится: - Речь благая - без речей.
Деянье высшее - Недеяние, а знанье,
Что раздаётся всем подряд, без пониманья,
Недостоверно, неглубоко, как ручей...
ИСКУССТВО ПОХИЩЕНИЯ
Богач из рода Всем Владеющих жил в Ци.
А в царстве Сун Бедняк из рода Раздающих.
Пришёл Бедняк однажды в Ци к садам поющим,
И попросил у Богача секрет Лозы.
- Я овладел давно искусством похищенья,
С тех пор, как начал похищать. За первый год
Я прокормить сумел себя, жил без забот,
Но на второй год был достаток угощенья!
За третий год я изобилия достиг,
С тех пор и милостыню в сёла отдаю.
Бедняк обрадовался... - Что ж, и я смогу!
Но в суть у слова "похищенье" не проник...
Он двери взламывал и крал, что попадётся!
В конце-концов, его поймали, отлупили,
Конфисковали всё и в рабство осудили!
Бедняк клянет уж Богача на чём придётся...
- Да как же грабил ты? - спросил его Богач?
А как услышал, что случилось, - Поделом!
Ты так ошибся, став невежеству вором,
Не у природы, у людей ты крал, циркач!
Когда узнал я времена и свойства их,
То стал у Неба грабить лучшую погоду,
А у Земли прирост растеньям, а природу
Я грабил так, как было нужно в днях моих...
Но разве золото, нефрит и серебро
Тебе дарованы природой? А товары?
Ты крал имущество людей, как те пожары,
Что оставляют только выжженное дно...
Бедняк на этот раз не верит Богачу!
К Перворождённому спешит он на Восток,
И задаёт вопрос... А тот, как видно, строг:
- Ты не владеешь здесь ничем, я не шучу.
Ведь даже тело здесь похищено твоё.
Чтоб жизнь создать тебе - ограблена природа!
Из тьмы вещей неразделимых ветви рода
На Землю спущены в земное бытиё...
Грабёж для рода Всем Владеющих - наука
Живущих истинной гармонией, а твой...
Грабёж из личного желания - гнилой!
Что наказуется Законом - страх и мука...
Богач остался невредим - вот общий Путь.
Когда у общего берут во благо всех,
То неминуемы и радость, и успех.
Когда для частного берут - не обмануть
Закона Творчества Природы.
Вот секрет.
Познавший свойства всех вещей, познал и свет.
ОБЕЗЬЯНИЙ ЦАРЬ
Жил обезьяний царь в пределах царства Сун.
Кормил любовно стаю подданных сто лун.
И все желания умел их разгадать…
В ущерб семье решил он стаю ублажать.
Но обеднел он вдруг, и корма стало мало...
Решил царь стаю обмануть, чтоб не восстала...
И так сказал: - А что, как стану я давать
Наутро три каштана, к вечеру же ... пять?
Тут обезьяны поднялись в законном гневе...
- А, если утром пять, и три в вечернем небе? -
Переспросил он тут же, разуму их внемля,
И обезьяны улеглись тотчас на землю...
Море Сказок
http://sseas7.narod.ru/monade.htmАрхив сказочных ссылок
http://www.stihi.ru/2014/07/10/3656на стихи.ру© Copyright:
Эзоп Ковчега, 2002